МАДОУ детский сад общеразвивающего вида №17 Детство

Меню сайта
Категории раздела
Родителям [1] Мои статьи [0]
Методическая копилка [6]
Главная » Статьи » Методическая копилка

«Реализация задач трудового воспитания дошкольников в едином образовательном пространстве ДОУ и семьи»

МАДОУ детский сад общеразвивающего вида №17 «Детство»

Зарайского района Московской области

 

 

 

Выступление на педагогическом совете

 

«Реализация задач

трудового воспитания дошкольников

в едином образовательном пространстве

ДОУ и семьи»

 

 

Подготовила :заведующий МАДОУ д/с

общеразвивающего вида №17 «Детство»

Бодренко Валентина Викторовна

 

 

Октябрь, 2012г

 

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение.

От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. Об этом ярко и образно говорит народное творчество: пословицы, поговорки, сказки. Большое внимание трудовому воспитанию уделяется в народной педагогике. О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ. В истории воспитания и образования общества созданы уникальные системы, в основе которых лежит трудовое воспитание.

Подчеркивая роль трудового воспитания,  А.С. Макаренко  писал:  «Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания. Основой является именно труд. Но что такое труд – это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает самоутвердиться.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать     пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Трудовое воспитание входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляется последовательно и систематично. Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей ) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

В соответствии с программой трудовое воспитание, включая его основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе, систематически осуществляется с двух лет (с первой младшей группы).

Через основные формы организации труда детей - поручения, дежурства, коллективный труд решаются вопросы воспитания трудолюбия у детей.

Эти же задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. При этом особенно подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда.

В каждой группе определены виды и содержание трудовой деятельности детей, задачи, которые решаются в процессе детского труда. Постепенно от группы к группе задачи трудового воспитания усложняются и расширяются. Начиная со второй младшей группы, воспитатели используют групповые поручения .

 В среднем возрасте следует приобщать детей к выполнению и таких поручений, которые не дают видимых результатов. С четырех лет можно организовать труд детей совместно с родителями, дворником, няней.

У детей старшего возраста следует воспитывать потребности систематически выполнять посильные трудовые обязанности и умение трудиться сообща. Продолжается  работа по совершенствованию навыков самообслуживания. Дежурства детей   должны носить более самостоятельных характер.

Можно организовать дежурство по рядам. Один ряд будет дежурить по столовой  и уголке природы, другой – по подготовке материалов к занятиям. Когда сидящие за последними столами отдежурят, вид труда для каждого ряда меняется.

 

В школьной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы.

 

Организуя трудовую деятельность, наши воспитатели обеспечивают всестороннее развитие детей, помогают им обрести уверенность в своих силах, формируют жизненно необходимые умения и навыки, воспитывают ответственность и самостоятельность. Наши педагоги стараются так организовывать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимыми и компетентными.

Педагоги нашего детского сада учитывают основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей, а именно:

v  - подчеркивают общественную значимость труда;

v  - следят за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей;

v  - строго соблюдают нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допуская их перегрузки и переутомления;

v  - постепенно расширяют самостоятельность детей;

v  - создают благоприятную психологическую атмосферу,                         формируют у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;

v  - направляют внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий;

В процессе любого вида труда нашими воспитателями решаются задачи разностороннего воспитания и развития ребенка: умственного, физического, нравственного и эстетического. В разных видах трудовой деятельности дети овладевают способами действий с разнообразными орудиями, что, по мнению психологов, способствует умственному и физическому развитию дошкольников. У них развивается мелкая мускулатура рук, формируются ручные умения, совершенствуется координация движения рук и глаз. Вырабатывается умение действовать точно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, проявлять терпение и настойчивость в достижении результата.

Хорошо выполненная работа вызывает у детей ощущение удовлетворенности от того, что, они сами могут сделать что-то нужное, полезное.

Наиболее эффективными методами трудового воспитания являются - объяснение и показ. Не менее важными методами являются и игровые ситуации, игровые приемы, поощрение, использование поэтических текстов, песен, потешек.

Для решения программных задач по трудовому воспитанию используются разные формы методической работы: семинары, консультации, конкурсы, мастер-классы, открытые просмотры, обобщение педагогического опыта.

Этой проблеме был посвящен:

*       Совет педагогов

 «Нравственное воспитание дошкольников в труде»

Семинар – практикум для воспитателей

«Хозяйственно – бытовой труд в старшей группе»

*        

*       Открытый просмотр:

-итоговых занятий  

В нашем детском саду практикуется проведение смотров по созданию условий для развития творческих способностей и трудового воспитания детей:

*       Смотры:

- уголков природы;

- центров самостоятельной деятельности;

- уголков ручного труда

Педагоги нашего детского сада, обобщая опыт работы, проводят консультации,

где освещают вопросы по организации самостоятельной двигательной

активности, по организации развивающего пространства, приобщения к труду через познание предметного мира, воспитания самостоятельности у дошкольников, о формах организации труда дошкольников, о значении ручного труда для формирования личности ребенка, о влиянии трудового воспитания на психическое развитие ребенка.

Предметно-развивающая среда в нашем детском саду организована в соответствии с требованиями программы.

Для решения вопросов по созданию условий для всестороннего развития детей, согласно методическим рекомендациям программы, развивающая среда строится, основываясь на следующие принципы:

- комфорта и эмоциональное благополучия ребенка (свобода в выборе, разная содержательная направленность);

- индивидуализации (создание центров отдыха и разгрузки)

- динамичности (создание множества центров разной направленности);

Оформлены и функционируют уголки для трудовой и самостоятельной детской деятельности:

- художественный;

- конструктивно-строительный;

- природы;

например в школьной группе, творчески подошли к решению этого вопроса и организовали кружок развития    «Умелые руки».

 

Воспитателями в работе с детьми по трудовому воспитанию и самостоятельной деятельности используется разнообразный материал:

- природный, бросовый;

- развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые игры;

- материал для развития мелкой моторики рук;

- различные конструкторы;

Во всех возрастных группах детского сада и на игровых площадках созданы оптимальные условия для трудового воспитания и самостоятельной деятельности детей.

Все групповое пространство доступно детям, что способствует формированию устойчивого интереса к трудовой и самостоятельной деятельности, развитию продуктивно- творческих способностей дошкольника, формированию трудовых навыков и воспитанию трудолюбия.

Осуществляемый администрацией систематический контроль по созданию условий для трудового воспитания в разных возрастных группах:

- оперативный,

- итоговый,

- обобщающий,

-тематический значительно способствует достижению более высоких результатов в организации этой деятельности.

Особое внимание в вопросах трудового воспитания детей наши педагоги уделяют взаимодействию с родителями.

Воспитатели обмениваются с родителями рекомендациями, советами, мнениями по созданию условий для организации трудовой и самостоятельной деятельности детей дома и в детском саду (родительские собрания, консультации, беседы, информационные стенды, папки-передвижки, анкетирование). Проведены родительские собрания:  «Формирование навыков труда по самообслуживанию»; «Этикет».   

Родители принимают активное участие в педагогическом процессе детского сада, практикуется совместная подготовка и проведение праздников, изготовление атрибутов, костюмов, декораций к ним . Совместных творческих выставок детей и родителей ( «Творческая мастерская» - поделки в технике оригами,  аппликация;  соломки, ткани и поролона;   - игрушки из разного материала ),

Трудовая деятельность является одним из важнейших факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, чтобы в сою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые  виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Учеными доказано, что возраст с 5 – до 7 лет ( на это указывает многовековой опыт воспитания русского народа) – единственный период в жизни человека, когда закладывается трудовое начало.

                Труд является равноправным предметом программы обучения.

Категория: Методическая копилка | Добавил: madou17detstvo (22.11.2013)
Просмотров: 1230 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11
Полезные ссылки
  • Министерство образования и науки РФ
  • Фед.портал Российское образование
  • Информационная система
  • Коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Центр информационно-образовательных ресурсов
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024